Не пропаном единым: в Петербурге строят новые заправочные станции на метане

Автотранспорт будут переводить на самый экологичный вид топлива

В 2019 году в Петербурге заработает сразу три новых газозаправочных станций, которые будут заправлять машины, работающие на метане. Сейчас в городе работает только семь заправок, поэтому появление еще трех станет буквально прорывом вперед.

«Петербургский дневник» выяснил, почему отечественных автомобилистов хотят пересадить на новый вид топлива.

Уменьшить количество вредных веществ в выхлопных газах автомобилей должен помочь перевод отечественного автопарка на использование метана. Однако для этого требуются значительные инвестиции в развитие инфраструктуры.

О переводе транспорта на газомоторное топливо, в частности, на метан, начали говорить давно. С 2013 года в стране действует программа по субсидированию приобретения газомоторных автобусов и грузовиков, а крупные автопроизводители, такие как ГАЗ и КамАЗ, получают поддержку от государства на разработку и производство газомоторных машин.

Весь прошлый год на самом высоком правительственном уровне говорили о необходимости использования метана в качестве газомоторного топлива. В последний раз Владимир Путин сказал об этом в своем послании Федеральному собранию:

«Призываю бизнес активнее участвовать в проектах по развитию рынка газомоторного топлива, инвестировать в создание сети заправок и топливных систем, использующих, в частности, сжиженный природный газ. У нас его достаточно, так, как ни в одной стране мира. Да, это, вообще, на самом деле непростой и финансово ёмкий проект, но нужно это делать, он принесёт результаты бизнесу и людям».

Научный подход

Доцент СПбГУ Александра Пулялина рассказывает: идея использования метана и пропана как топлива возникла ввиду того, что по сравнению с бензином в выхлопах содержится в 2-3 раза меньше оксида углерода, в 2 раза меньше окиси азота, задымленность снижается в 9 раз.

Главным фактором является отсутствие в выбросах соединения серы и свинца, которые наносят наибольший вред атмосфере. «Метан — природный газ, объемы его получения больше, чем пропана, который получают при переработке нефти, поэтому он является более доступным и дешевым сырьем. Кроме того, метан менее взрывоопасен, чем пропан. Однако ограничивает его практическое использование в качестве топлива для автомобилей его низкая плотность. Для его хранения нужны баллоны, которые выдерживают очень высокое давление около 200 атмосфер. К примеру, для сжижения пропана нужно всего 10-15 атмосфер, и подойдут обычные металлические баллоны». 

У метана и пропана существуют и другие отличия. Первое – это цена. Для конечного пользователя стоимость кубометра метана составляет 17 рублей против 24 у пропана. Последнее и самое существенное отличие заправок метана в Петербурге в разы меньше, точнее – всего 7 против 300 пропановых. Однако именно метан считается наиболее экологичным и самым доступным. На него собираются переводить автотранспорт.

Жизнь газовой колонки

Автомобилист, заезжая на АЗС, может и не предполагать, что здесь заправляют газом. Именно так происходит на Приморском шоссе, 264. Много лет назад тут оборудовали заправку метаном, поздней ее переоборудовали под обычную АЗС. Местный заправщик – Андрей, он же и охранник, рассказывает, что раньше сюда заезжал только коммерческий транспорт, теперь приезжают частники.

«Я установил в машине баки для метана на месте запаски, место занимает, но и экономлю на топливе минимум вдвое», — делится своим опытом работник колонки.

Хотя точный расход можно подсчитать, если знать состояние автомобиля и стиля вождения шофера. В среднем же 1 кубометр метана эквивалентен 1 л бензина, и в среднем на 100 км пути легковой автомобиль расходует 10 кубометров природного газа.

Плохая новость – когда станция в Сестрорецке закрывалась на ремонт, до ближайшей надо было ехать в Ломоносов. Хотя многие автомобилисты оставляют техническую возможность переключаться на обычное топливо. Еще одной особенностью метана является то, что водителям не доверяют заправку автомобилей, это делает сотрудник станции.

«Обещают, что в следующем году станцию переведут на самообслуживание, но не знаю», — прогнозирует мой собеседник.

Пока шло общение, к колонке подъехал автобус. Его рулевой Бадих не смог назвать разницы между бензином и метаном. «Машина не дергается, не тупит, все как обычно», — уточнил он. Однако вспомнил одну деталь, что в закрытом помещении – гараже, если оставить работающим двигатель, не чувствуются выхлопные запахи.

Существенным минусом для перехода на газ может считаться установка оборудования. Как выяснилось, занятие это не из дешевых, в зависимости от оборудования и класса машины цены могут достигать 90 тысяч рублей для крупнотоннажного автотранспорта. Стоит добавить, что на оборудовании лучше не экономить, тем более государство будет компенсировать расходы.

Именно об этом и говорится в проекте федеральной подпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива». Ее разрабатывают Минэнерго России совместно с компанией «Газпром газомоторное топливо». Предполагается, что субсидироваться будет многое: производство и разработка газовых автомобилей; закупка экологичных автомобилей для государственных и муниципальных нужд; перевод с бензинового на газобаллонное оборудование. При этом упор будет сделан на частного потребителя.

Сложная работа

Как рассказали «Петербургскому дневнику» в компании «Газпром газомоторное топливо», сейчас две автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) располагаются на Пулковском шоссе и на улице Астрономическая в Петергофе, один блок компримирования природного газа на АЗС в Сестрорецке, 4 новых газозаправочных объекта на улицах Корабельная, Кубинская, станция в Пушкине на улице Саперная, а также площадка под разгрузку передвижного автогазозаправщика (ПАГЗ) на улице Малая Балканская.

В текущем году ведется строительство еще трех АГНКС в Санкт-Петербурге: на улицах Фучика, Ново-Никитинская и Финляндской (Колпино). Еще по четырем проектам строительства в Невском и Колпинском районах оформлены земельные участки, осуществляется сбор исходных данных для формирования проектной документации.

Проблемным вопросом по строительству газозаправочной инфраструктуры является сложность с подбором земельных участков, соответствующих требованиям к размещению газозаправочных объектов. Кроме того, требования к строительству, вводу и эксплуатации газозаправочных объектов, а также процедура и сроки технологических присоединений новых объектов газомоторной инфраструктуры значительно сложнее и длительнее, чем у традиционных заправочных станций.

Источник: spbdnevnik.ru

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.